День третий 22 ноября.
Вообще-то планируя маршрут я думал, что из Порт-Саида в Алекс мы будем добираться по морю: хотя нигде никаких ссылок на наличие подобного маршрута не было, он наверняка должен существовать, в крайнем случае можно было бы нанять какой-нибудь кораблик. Но проснувшись утром в выглянув в окно, я понял, что добираться нам придется на автобусе.
На море бушевал шторм силой баллов 6, причем ветер был западный - северо-западный – именно с того направления, куда нам надо было двигаться. На флагштоках трепетали надорванные ветром флаги, пальмы гнулись чуть ли не к земле. Близ гостиницы затопило морскую набережную. Придется ехать автобусом.
Позавтракали, собрались. Рюкзак оставляем на ресепшн – без проблем, пожалуйста, приезжайте к нам еще – и выходим в город.
Понедельник – и местные музей оказываются закрыты. Идем просто гулять по городу. Меняем денег в банке (6.22 фунта за доллар), немного (100 долларов) – с американскими президентами в кармане я чувствую себя увереннее, чем с местными фантиками. Больше проблем с обменом не возникало, менял по мере надобности.
Удивительно, но несмотря на сильный ветер - в арабских кварталах города его практически нет. Хотя Порт-Саид единственный из посещенных нами городов, где улицы в арабских кварталах (по крайней мере в центре) параллельны и перпендикулярны друг другу. Выходим на набережную Суэцкого канала – здесь снова ветер, да такой, что мы отказываемся от любимого развлечения всех туристов: паромной переправы из Африки в Азию и обратно (т.е. из Порт-Саида в Порт-Фуад на другом берегу, паром бесплатный). Посидев в интернет-кафе (и от ветра укрылись, и свежие новости из России почитали – 5 фунтов полчаса), снова уходим в глубь арабских кварталов. Время перевалило за полдень, а открытых магазинов почти нет (ночью открыто было много больше), зато на тротуарах полно торговцев всякими овощами-фруктами.
В городе довольно много гостиниц, вывески попадаются на глаза постоянно. Не отдельно стоящих зданий, а небольших, занимающих один из этажей жилых домов. Не заходим, ибо нам не надо. Отдельно стоящих мы видели всего 3 – кроме нашей «Панорамы» это еще 2 (4 и 5 звездочные), расположенные неподалеку от нашей, в том месте, где находится вход в канал.
Внезапно оказываемся у дверей коптской церкви (вход – почти напротив входа в мечеть). Заходим, около нас сразу оказывается сопровождающий, который нам много рассказывает о церкви. Она напоминает православную, только внутри стоят длинные скамьи да иконостас необычной формы, хотя и похож на православный. Церковь – явный новодел примерно 30летней давности. Оставляю мелкую денежку на нужды храма – и сопровождающий с благодарностью дает нам 2 пробирки елея.
Снова бродим по городу – нам здесь многое в новинку и нам здесь просто нравится. Вот какой-то араб останавливает лошадь с арбой у какого-то магазина, бросает лошади вязанку сена, а сам исчезает внутри. Лошадь тянется за сеном и оказывается посреди улицы – и ее аккуратно объезжают машины. Вот 2 молодых парня идут по кварталу, что-то крича на арабском. Оба увешаны чем-то с головы до ног. Подходим ближе – да это же птицы, живые, только связанные, они ими просто торгуют. Вскидываю фотоаппарат – парни категорически против, даже 5 фунтовая банкнота не спасает положения. Ну не хотите – не надо. Вот какой-то парк (вход 25 пиастров с человека), где можно просто посидеть под сенью пальм и цветущих деревьев. Выращиваемый Оксаной дома в горшке фикус – родной брат стоящих в парке деревьев высотой за 4 метра.
Дополнение к ПДД. Пешеход – это такая кегля, которую нельзя сбивать (за все время нашего пребывания в Египте мы так и не видели ни одного сбитого пешехода). На него можно орать, ему можно сигналить и показывать кулаки из окон авто. Но сбивать – ни-ни. Пешеходы пользуются этим внаглую: ходят как хотят, перебегают дорогу перед машинами. Могут остановиться прямо посреди проезжей части и что-то кричать девушке в окне на 3 этаже – и плотный поток машин покорно объезжает такого крикуна, хотя каждый водитель считает своим долгом что-то ему сказать или просто посигналить.
Автомобильное движение не очень интенсивное. За рулем машин достаточно много женщин – в том числе и в чадрах. На по-европейски одетую Оксану иногда все-таки оборачиваются, потому что женщин, одетых так же на улицах почти нет.
Нагулявшись (часа 4) по городу садимся под навес в маленькое кафе. За пару ароматного кофе трактирщик просит полтора фунта. Снова начинается дождь.
Машу рукой проезжающему мимо такси. 15 фунтов в час – мы катаемся по городу. Смотреть особо нечего. Да, домик в котором располагалась дирекция компании Суэцкого канала – прошел бы мимо не обратив внимания, в Питере таких домов много. Пляж на побережье – никого нет, только ветер метет мусор. Воинский госпиталь. Кладбище – одновременно мусульманское, коптское и для тех, кто пал в войнах без разделения на религии. Разделены между собой невысокой перегородкой, высокая каменная ограда общая на все 3.
Церковь Св. Девы Марии. Закрыта, но для на ее открывают. Такого я еще не видел: 2 ряда длинных скамей, а за ними еще 2 ряда скамей, стоящих к первым под углом в 90 градусов. Оказывается это и католическая и коптская церковь одновременно. Точно: для католиков одна часть с высоким куполом, а чуть в глубине (так, где развернутые скамьи) – коптский иконостас. Святые на иконах – вылитые арабы. Древнейшие иконы датированы 16 веком. Около фигуры Христа – один из гвоздей, которым он был прибит к кресту на Голгофе. Гвоздь запаян в пластик.
Еще полчаса катания – и я гоню таксиста к отелю. Забираю рюкзак, едем на автобусную станцию.
Выхожу, нахожу англоговорящего мужчину. Нам надо в Алекс – и он, минуя стоящую у касс толпу, подводит меня к окошку, где за 64 фунта мне выписывают 2 билета на автобус, уходящий через 15 минут (если я правильно понял, автобусы идут каждый час). Неплохо бы еще в туалет – но попытки Оксаны найти заведение (дважды) заканчиваются тем, что ее приводят к автобусу: вот ваш автобус, мадам! О том, что мы русские и едем в Алекс, знает уже весь вокзал.
Кстати об обращении египтян к иностранцам. Мужчинам они говорят исключительно «мистер», а женщинам – «мадам», и никак иначе. Такое англо-французское разделение по половому признаку.
Автобус неплох, хотя туалет в нем очень грязный.
Четырехполосное шоссе идет вдоль моря. Проезжаем небольшой городок – и уже начинает темнеть. Иногда за окнами начинает накрапывать дождь. По телевизору идет местный фильм, пару раз прерываемый… Нет, не рекламой – короткими выпусками новостей. Под него я и засыпаю. Ехали ок. 4 часов (немного меньше).
Вот и Алекс: «Макдональдс», «КФС», поворот – и мы на автобусной станции. Таксисты посылаются – рюкзак на плечи и вперед. Идем к «Макдональдсу» - там должна быть англоговорящая молодежь. Точно – на втором этаже человек 6 15летних ребят. Рассматривают мою карту Алекса из ЛПФ, говорят, что она плохая – но лучше у меня нет. «До площади Заглюля лучше всего ехать на такси – всего 5 фунтов». Благодарю, спускаемся на улицу. Опять дождь. Машу рукой, тут же останавливается черно-желтая машина. Водитель не говорит на английском, но тут же подбегают пара прохожих, которые объясняют ему нашу цель. Один из прохожих сидится с нами вместе – и нахаляву доезжает до дома. Площадь – отдаю пятерку, выгружаемся.
Прямо перед нами отель – заходим, 4 звезды над ресепшн, просят 160 долларов за дабл. Спасибо, не надо. Пытаюсь сориентироваться по карте, ибо англоязычных вывесок с названиями улиц не видно – и вот мы идем с Оксаной по оживленной улице. Местное время – около 21, но все лавки открыты, на улице не протолкнуться. Доходим до площади – названия на домах нет, но номера домов присутствуют. Начинаем обходить ее по кругу. Попадаем на базар, с которого с трудом выбираемся. Нумерация домов обрывается и мы оказываемся перед ж/д вокзалом. Сверяюсь с картой - это не та площадь!!! Надо возвращаться на площадь Заглюля и брать немного ближе к морю.
По пути обратно вывеска – отель (мы ее видели, но не остановились). Поднимаемся на второй этаж и тут же убегаем вниз – это не отель, а ночлежка.
Перед площадью Заглюля слева вывеска – это отель «Нью Капри», описанный в ЛПФ. Поднимаемся на 7 этаж на лифте. На стойкой гордо горит одна звезда. Дешевых номеров нет, есть только сьют за 90. «Долларов?» - «Нет, что вы, фунтов». Иду смотреть. Номер так себе, к тому же от порыва ветра (он и не думал утихать) распахивается окно и все попытки местного служащего его закрыть оканчиваются неудачей. «Спасибо» - мы уходим дальше.
Добираемся таки до площади Ораби. ЛПФ уверяет, что здесь должно быть как минимум 2 отеля – и мы сразу находим один из них. «Мархаба» действительно выделяется помпезными колонами. Над стойкой 2 звезды, место для третьей пусто, хотя она явно здесь когда-то была (даже след остался). Вспоминается анекдот про подполковника («Вот эту цепляй. А эти 2 снимай нафиг!!!»). Номер с удобствами так себе, но выходит на сторону, противоположенную морю и не на площадь. Берем – 70 фунтов с завтраком. (в висящем рядом прайсе напротив дабла стоит цифра 90).
Отель «Мархаба» - пл.Ораби 10. Дома на площади стоят с трех сторон (буквой «П»). С четверной стороны памятник, там же выход на морскую набережную. Если встать лицом к морю (и к памятнику), то вход в отель расположен слева примерно в 200 метрах от набережной. На входе в отель – помпезные (согласен с ЛПФ) колонны.
Бросаем рюкзак и идем гулять (да и есть хочется, про обед мы сегодня как-то забыли). Петляем узкими кривыми улочками, наконец выходим на ту же площадь и видим вывеску «Ресторан». Внизу какая-то закусочная, в ресторане на втором этаже мы одни. Берем на каждого салат, четвертинку цыпленка с картошкой и кофе – все это обходятся меньше, чем в 30 фунтов на двоих. Прежде, чем принести цыпленка перед нами ставятся 4 тарелки с соусами – все весьма неполохи. За окном успевает еще один раз пройти небольшой дождь.
По дороге в отель покупаем тоник для джина. По телеку в номере только египетские программы.